December 24th, 2025 13:01

В России проходит масштабный межрегиональный проект «Волшебная флейта: творческая школа игры на флейте Николая Попова», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Его автором и вдохновителем выступил солист оркестра Большого театра, музыкант с мировым именем Николай Попов. Проект предлагает революционный подход к музыкальному образованию, ставя во главу угла не конкурсные победы, а гармоничное развитие личности ребенка через глубокое понимание музыки и инструмента.

фото: «Волшебная флейта» растит лидеров: уникальный образовательный проект меняет систему обучения юных музыкантов

Проект получил одобрение со стороны Валерия Гергиева, народного артиста России, художественного руководителя, директора федерального государственного бюджетного учреждения культуры “Государственный академический Мариинский театр”, генерального директора федерального государственного бюджетного учреждения культуры “Государственный академический Большой театр России”: «Творческую школу «Волшебная флейта» Николая Попова считаю своевременной и важной инспекцией учебных мощностей в регионах и формирование реестра данных по уровню исполнительского мастерства молодого поколения».

Поводом для создания проекта стал системный кризис в обучении игре на духовых инструментах в России, о котором с тревогой говорят ведущие педагоги. Низкий уровень базовой подготовки, «конкурсомания» в школах и, как следствие, острый дефицит квалифицированных исполнителей в оркестрах – вот реалии, на которые отвечает «Волшебная флейта».

фото: «Волшебная флейта» растит лидеров: уникальный образовательный проект меняет систему обучения юных музыкантов

В чем уникальность методики? Николай Попов, вобравший в себя лучшие традиции петербургской школы и зарубежного опыта (стажировка у легендарного Ореля Николе, обучение в Мюнхене, работа в Молодежном оркестре им. Г. Малера под управлением Клаудио Аббадо), разработал четкую систему. Она основана на спокойном, глубоком погружении в базовые навыки: постановке дыхания, амбушюра, извлечения красивого, свободного звука.

«Главное – не количество лауреатов, а счастливый ребенок, который понимает, что делает, и у которого получается управлять инструментом. Когда звук становится красивым, у детей возникает совершенно другая мотивация, формируются лидерские качества. Мы растим не просто музыкантов, а личностей», — подчеркивает Николай Попов.

фото: «Волшебная флейта» растит лидеров: уникальный образовательный проект меняет систему обучения юных музыкантов

Проект включает в себя выездные сессии в регионах. Николай Попов лично проводит 5-дневные интенсивы в малых городах России (Биробиджан, Алчевск, Махачкала, Ижевск, Владикавказ и др.), работая одновременно с детьми и их педагогами. Все занятия фиксируются на видео и остаются у учеников как персональный учебный материал.В рамках дистанционной поддержки участники присылают видеоотчеты о прогрессе, а педагоги продолжают консультации с маэстро. На финальном интенсиве в Бородино лучшие ученики из регионов будут приглашены на заключительную сессию в музей-заповедник «Бородинское поле», где занятия сочетаются с погружением в историю России. Победитель получает в награду профессиональную серебряную флейту.

фото: «Волшебная флейта» растит лидеров: уникальный образовательный проект меняет систему обучения юных музыкантов

Особая часть проекта — знакомство с уникальным историческим артефактом: флейтой императора Николая II из коллекции московского Музея Просвещения. Через историю этого инструмента дети узнают о музыкальных традициях семьи Романовых. Кроме того, в своих концертах Николай Попов включает обработки песен советской эпохи, которые, по его мнению, являются важной частью культурного кода и мостом к высокой классике.

фото: «Волшебная флейта» растит лидеров: уникальный образовательный проект меняет систему обучения юных музыкантов

Проект уже побывал в нескольких регионах, а в планах на следующий год — Бородино, Всеволожск, Тверь, Кондопога, Псков, Энгельс. В будущем Николай Попов планирует расширить аудиторию, включив в нее студентов колледжей и запустив программу педагогической практики, чтобы его методика стала достоянием как можно большего числа преподавателей и учеников.

Комментариев пока нет.

Tags: , , ,


«
»

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.



Участник ннтернет-портала

Пользовательское соглашение

Опубликовать