Октябрь 30th, 2007 19:47

Жили-были люди. Охотились на тапиров и прочую лесную живность, играли с детьми, грубовато, но беззлобно подшучивали над приятелями. А по вечерам слушали от стариков предания о том, как устроен мир, танцевали, любили друг друга. И были счастливы. А совсем недалеко от них жили другие люди – властные, жестокие и ненасытные, создавшие кровавую и уродливую цивилизацию. И верившие, что их право и призвание – повелевать этим миром. Но ни те, ни другие не знали, не догадывались, что их мир уже обречен, что их мир доживает свои последние дни…

Говорят, индейцы майя здорово разобиделись на Мэла Гибсона за клевету на своих предков. И они по-своему правы. Кому понравится, когда твой народ выставляют кровожадными монстрами без души и сердца! Другое дело, что фильм – это все-таки художественное произведение, а не иллюстрация к учебнику истории. И город майя в «Апокалипсисе» – это, в первую очередь, образ, если хотите – символ урбанистической цивилизации вообще и современной цивилизации в частности. Отсюда и каменные пустоши с язвами рудников, на которых надрываются изможденные рабы, с ног до головы покрытые едкой каменной пылью; и подчеркнуто неестественные, неудобные прически знати; и многочисленные уроды, воришки, нищие на улицах города, на которых намеренно фиксируется внимание зрителя. И, конечно, бесконечные убийства ради убийства, страшный, иррациональный конвейер смерти, и бескрайняя свалка обезглавленных трупов, через которую пробирается молодой индеец Лапа Ягуара, спасаясь от преследователей…

Это меньше всего похоже на историческую реконструкцию некоего конкретного пласта реальности. Нет, дорогие мои, это – притча. Этот город погряз в грехах, этот город должен умереть, и не найдется трех праведников, чтобы спасти его от божьего гнева. «Вот – конец тебе; и пошлю на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои». Библейское название картины более чем красноречиво, и бледнолицые люди на невиданных кораблях – это всадники Апокалипсиса.

Не смотрите этот фильм, если вам попалась копия с закадровым переводом. Только субтитры! Иначе смажется добрая половина впечатления от картины. Старик Гибсон знал, что делал, приглашая на роли местных жителей вместо профессиональных актеров и используя в фильме исключительно автохтонный язык. Все это, вместе взятое, придает происходящему в кадре невероятную достоверность, почти документальность – при том, что по сути, как уже говорилось выше, картина представляет собой, в общем-то, библейскую притчу. И именно это сочетание несочетаемого, вневременной притчи и конкретного, убедительного «здесь и сейчас», как раз и бьет наповал.

Отдельное большое наше сердечное «спасибо» хочется сказать Мэлу Гибсону за концовку. Потому что, с одной стороны, фильм таки заканчивается «хэппи эндом», причем именно тогда, когда ты на это уже и не надеешься. И это, безусловно, греет душу. А с другой стороны, само выражение «happy end» в контексте всего происходящего принимает зловещее и мрачно-ироничное звучание. Как там, у Михаила Успенского: «Человечество ждет счастливый конец». Потому что все уже кончено. Апокалипсис свершился, просто никто этого еще не понял. И лишь единицы – самые мудрые или самые чуткие (самые праведные, если вернуться к библейской терминологии) – нет, не догадываются, а чуют опасность, как лесной зверь чутьем угадывает расставленную ловушку. И успевают уйти в спасительный лес, прежде чем ловушка захлопнется.

Лёля Санина

Купить:

смотреть так же:

«Интер-Фильм» представляет в Украине «РЭД 2» — новый комедийный боевик с Брюсом Уиллисом
В канун Дня Всех Влюбленных украинкам подарят новую романтическую комедию «Нереальная Любовь»
20 февраля в Украине состоится премьера скандальной эротической драмы «Нимфоманка» режиcсера Ларса ф...

«
»

Это интернесно:

Dorling Kindersley - Cat
store.cross-roads.ru
Доценко Виктор Николаевич - Близнец Бешеного, 2006 год
store.cross-roads.ru
M+: Instant Messaging for Windows Mobile
soft.masterit.ru


Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.



Участник ннтернет-портала